Экспедиция "Гжатский тракт» 2006 Land4x4

Историческая справка

Древнейший период истории района Гжатского тракта представлен многочисленными памятниками археологии, свидетельствующими о заселенности долины Угры уже в эпоху каменного века. Об архитектурной насыщенности исторической среды парка свидетельствуют монастырские и усадебные комплексы, ансамбли старинных городов, памятники сельской архитектуры и культовые сооружения. Район оставил свой след в истории обороной против нашествия Батыя, участок долины Угры, где происходило Великое стояние на Угре 1480 года.
Стояние на Угре - это важнейший эпизод освобождения Руси от татаро-монгольского ига, когда царь Иван III и хан Ахмат поздней осенью 1480 года встали с войском по обоим берегам Угры и не решались напасть друг на друга. 26 октября река замерзла, но ни татары, ни русские не двинулись с места, ожидая проявления инициативы один от другого. День шел за днем, но положение оставалось неизменным. Как вдруг в огромном татарском лагере началась повальная болезнь — на басурман напал кровавый понос, изнурительный и беспощадный. Эпидемия свирепствовала две недели, и золотоордынские багатуры превратились в стаю обессилевших хищников, не помышлявших ни о чем, кроме избавления от неожиданной хвори. В ноябре войско Ахмата снялось с места и ушло на юго-восток.
Спустя 239 лет, 11 ноября 1719 года Петр 1 издает Указ о строительстве в этом районе, на берегу небольшой речки Гжати – пристани. Сие сооружение предназначалось для сосредоточения и вывоза товаров – по водным системам в Санкт-Петербург. Название пристани дала речка Гжать, как, впрочем, в дальнейшем и городу, и торговому пути, по которому двигались обозы, везущие пеньку, пеньковую пряжу, чистую щетину, медь, воск, заячьи шкурки, выделанные меха, парусные полотна, орехи, рогатую скотину, хлеб, конопляное масло, табак, крупу, муку хлеб и др.
Гжатский транспортный путь, соединяющий Юхнов в Калужской губернии с Гжатском в Смоленской губернии, приобретает особенную значимость для осуществления торгово-экономических связей южных и центральных российских губерний со столицей в начале XVIII – середине XIX века. В Калужской губернии города Калуга, Мещовск, Мосальск, Сухиничи стали главными базами оптовой торговли, откуда товары везли в Юхнов, а потом по Гжатскому транспортному тракту на Смоленщину, к пристани. Многие крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани. Этот отходный промысел давал возможность крестьянину, не оставляя земледелия, сытно перезимовать.
Весной и осенью транспортный путь был малопроезжим, основная масса товаров перевозилась зимой. В Гжатске товары грузились на барки и по высокой весенней воде сплавлялись в Санкт-Петербург. В период наивысшего развития судоходства отсюда отходили до 800 судов в месяц. В середине XIX века дорогу называли «одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии». Вдоль тракта появилась целая инфраструктура - деревни с постоялыми дворами, харчевнями, почтой, где проживали сотни и тысячи людей со своим укладом жизни.
 В период Отечественной войны 1812 года на Гжатский тракт двинулись отдельные разъезды французов, которые были разгромлены. В дальнейшем дорога охранялась партизанами Дениса Давыдова и Юхновскими ополченцами под командованием Семена Храповицкого. Благодаря активным действиям партизан, Юхновский уезд не был оккупирован наполеоновской армией.

На Гжатском тракте. Смоленская область.

Идея проехать по этой заброшенной, старинной дороге бродила у нас уже более года, но приступить к реализации почему-то никак не удавалось. Последним побуждающим мотивом послужила найденная в интернете публикация в газете МК http://www.mk.ru/numbers/688/article20118.htm
«Здесь проходил старинный Гжатский тракт, проложенный по указу Петра I для перевозки урожая из южных губерний в Питерскую. На ноябрьские откроется музей тракта, будет конный маршрут, санный. На джипе не проехать»
Мы решили опровергнуть утверждение автора, и доказать, что на Ниве проехать возможно везде. Ну, или почти везде :) И вот, наконец-то, в один прекрасный день, в пятницу 18 июля мы выдвинулись по минскому шоссе от Москвы в сторону Смоленска. Что-то всё равно удерживало нас от реализации плана - во время окончательной перекладки вещей в машину мы обнаружили отсутствие палатки. За ней пришлось вернуться в Москву. Так, потеряв ещё час, мы всё-таки покинули столицу. Гжатский тракт, точнее, та его часть, которая интегрирована в современные дороги общего пользования, была найдена нами без проблем - примерно километр прямо после поста ДПС у поворота на Гагарин - и налево. После поворота обнаружили два старых названия деревень, обозначенных на карте 18 века. Вот и состоялось первое прикосновение к Истории... Дальше, около деревни Силино, где под прямым углом расходятся современная дорога и старинная, мы свернули налево чтобы далее продолжить движение по Гжатскому тракту... Сначала, после деревни, мы оказались на большом поле и начали оглядываться.

На первый взгляд не обнаруживалось никаких следов старинной дороги. Мы засомневались в правильности наших выводов из наложения старинной карты на современную и начали думать, что до самого Гжатского тракта мы ещё не доехали. Хотели уже развернуться и вернуться на асфальт, но тут неожиданно встали в хороший ракурс и - увидели в лесу совершенно явную просеку!!!

Просека была очевидно не современная, и с боков уже начала зарастать. Мы хорошо разглядели в бинокль место въезда в лес, и двинулись прямо к нему. Проехав небольшой перелесок мы оказались на прогалине, откуда была видна прямая как стрела старинная дорога! Она в точности соответствовала найденным нами описаниям - два или три полотна, разделённые канавами и лесополосой. Прямо по левому от нас полотну Гжатского тракта пролегала давно не езженная грунтовка - по ней мы и продолжили движение. Через некоторое время грунтовка привела к умирающей деревне, а за деревней следов каких бы то ни было следов присутствия человека на колёсах уже не было. Только старинный тракт. И мы поехали дальше... Надо отметить, что наши предки сделали огромную работу укрепив полотно старинного тракта настолько, что даже сейчас оно явно видимо, не разрушилось и вполне проезжабельно для стандартной полноприводной машины. Вышесказанное в полной мере касается не только полевых участков, но и лесных, и насыпей!

Мосты, конечно же, не сохранились - судя по всему, они были разрушены во время Великой Отечественной. Но два места где были мосты мы взяли вброд. Брод был неглубокий (примерно 70 см в самом глубоком месте), дно твёрдое - песок/камень, что совершенно не является препятствием даже для Toyota Avensis :) не говоря уже о Ниве.

Тем временем, становилось темно и надо было искать место для стоянки. Оглядывая окрестности я заметил что-то нетипично белое среди всего пейзажа. Достали бинокль. В бинокль удалось рассмотреть, что это памятник. Мы не могли обойти сей факт вниманием. Решили почтить память погибших и подъехали вплотную, прямо по полю. Поле было очень неровное, встречались гранитные валуны разного размера, поэтому Андрей шел прямо перед машиной. Да, это действительно оказался памятник на братской могиле. На памятнике следы свежих дозахоронений, видимо тех погибших бойцов, которых до сих пор находят поисковые отряды... Удивительно было видеть памятник в месте, где до ближайшего жилья более 20 километров и местность абсолютно безлюдна...

Тьма сгущалась, и нам пришлось встать на ночёвку прямо рядом с оградой памятника. Я поставил машину, и потихоньку начал вынимать барахлишко. Андрей нашел сухостой на дрова, взял бензопилу и напилил немного для костра. В это время может быть на звук а может быть на запах налетели летучие мыши и Андрей подвергся нападению крылатых гадов :)

Когда всё было уже готово для костра, мы обнаружили, что нам не хватает одной маленькой детали - огня! У двух некурящих мужчин не оказалось ни спичек, ни зажигалки! Был даже кемпинг-газ, но без пьезоэлемента. Обычно у меня всегда с собой набор в который кроме всего прочего входят и спички, но как назло, всего набора с собой в этот раз не оказалось...! Мы перерыли всё, но так ничего и не нашли. Вот вам задача - как добыть огонь, имея всё, кроме спичек..? Андрей предложил воспользоваться искрой от высоковольтного провода на массу. Сказано - сделано. Через 20 минут у нас уже горел костёр и была горячая еда. Лейтмотивом этого ужина на природе был следующий тезис - как могут быть такие благодатные места в самом центре европейской части России быть настолько глухими и совсем не заселёнными..? Честно признаться, я не могу ответить себе на этот вопрос... Ночь была на удивление тёплая, спальники оказались даже излишне плотными (кто бы знал!). Утром неспеша собрались, попили чай и продолжили движение. Впереди нас ждало ещё две трети пути. Когда мы приближались к очередней деревушке нам встретился мотоцикл, с двумя местными жителями на борту. Мотоцикл шарахнулся в сторону, жители смотрели на нас широко раскрытыми глазами :) Когда мы въехали в деревню, было заметно очевидное улучшение качества дорожного покрытия. Мы даже увидели в деревне ВАЗ 10-ку. Андрей озвучил мысль вслух - и откуда же она тут появилась..? и сам же ответил на свой вопрос - явно не с той стороны, откуда мы :)) И точно. Через несколько минут мы получили подтверждение словам Андрея - приехали к пересечению с насыпной грунтово-песчаной дорогой. Как явствовало из карты - дорога вела из райцентра Тёмкино в деревню Бурково. После пересечения с этой дорогой, Гжатский тракт превратился в отличную грунтовую дорогу, по которой не стыдно было ехать и со скоростью 80 км/ч. "Счастье", правда, скоро прекратилось - дорога ушла вправо, грунт опять плавно перешел в неезженый :) А ещё через некоторое время дорога была совершенно неезженой, и к тому же была испещрена воронками от авиабомб - в этих местах шли тяжёлые бои.

Историческая справка

В годы Великой Отечественной войны (1941–1943 гг.) дорога явилась свидетелем кровопролитных боев, в результате которых почти все населенные пункты по обе ее стороны подверглись разорению или были сожжены. Линия фронта в Юхновском районе держалась около двух лет, на месте бывших боев остались окопы, блиндажи, землянки, траншеи, проволочные заграждения…Вяземская воздушно-десантная операция 1942
В начале января 1942 советские войска глубоко охватили основные силы немецкой группы армий "Центр" с Севера и Юго-востока немецко-фашистское командование, стремясь не допустить окружения своей центральной группировки. Особое внимание командование уделяло упорной обороне вяземского и Юхновского узлов сопротивления, овладеть которыми с ходу советским войскам не удалось. 15 января Ставка приняла решение о проведении воздушно-десантной операции. Уже ночью 20 января приземлилась первая группа. Боевые действия десантники начали с первых часов пребывания в тылу, не дожидаясь высадки всех подразделений. Одна из рот 2-го парашютно-десантного батальона в районе Замошье, Мурашовка, перерезала дорогу из Вязьмы на Юхнов и захватила обоз из 54 подвод. Гитлеровцы силами до двух рот при поддержке артиллерии пытались отбросить воздушных пехотинцев и восстановить движение. Три часа длился неравный бой. Враг окружил храбрецов, однако сломить их сопротивление не смог и отошел, оставив на поле 50 трупов. На следующий день фашисты бросили в бой целый батальон. Десантники отбили 7 атак и удержали позиции. Дрались все самоотверженно, но особенно отличился красноармеец К. Иванов. Огнем своего пулемета он срывал атаки врага и уничтожил много солдат и офицеров. Войска, десантированные в районе Желанье, успешно содействовали овладению г. Юхнов (7 марта). Однако войска Калининского и Западного фронтов не смогли развить наступление ввиду сильного сопротивления немецко-фашистских войск, получивших крупные подкрепления. Советские войска перешли к обороне, а десантники продолжали действовать в тылу врага. Им удалось совместно с 1-м гвардейским кавалерийским корпусом овладеть значительным районом южнее г. Вязьмы, который они удерживали до 25 мая, сковав до 5 дивизий противника. В ночь на 26 мая части 4-го воздушно-десантного корпуса прорвали кольцо окружения и начали рейд по тылам противника. В июне они вместе с частями 1-го гвардейского кавалерийского корпуса начали выходить из тылов врага и 24 июня соединились с войсками 10-й армии севернее г. Кирова (Калужская область). В течение 6 месяцев десантники прошли свыше 600 км, освободили около 200 населённых пунктов, уничтожили до 15 тыс. солдат и офицеров противника и много боевой техники.

На Гжатском тракте. Калужская область

Андрей, кое-как продравшись через густую растительность, пошел смотреть что впереди. "Прошел меров 300, сплошные воронки от бомб" - донеслось из рации. Тем временем, я посмотрел внимательно на карту и обнаружил, что мы на границе областей. "Я ещё в Смоленской, а ты уже в Калужской области" сказал я. "Неудивительно тогда, что нет дороги" было ответом. Да уж, дороги действительно не было. Но, судя по старинной карте, мы стояли прямо на Гжатском тракте! Скорее всего, именно в этом месте во время войны была транспортная развязка, поэтому здесь много бомбили. Но, сложный участок вскоре закончился, и мы попали на примыкающую слева к нашему курсу езженую грунтовку, которая привела нас к железнодорожному переезду. Переезд лично меня сильно рассмешил - представьте себе: идёт грунтовая дорога, по которой ездят разве что трактора и комбайны, да и то в хорошую погоду. А тут прямо на грунтовке обозначенный знаками переезд, ещё и со светофором. Мы не могли не остановиться и не сделать пару кадров. К слову сказать, место ж/д переезда точно совпало со старинной картой - именно здесь он и находился на Гжатском тракте 200 лет назад!! Сзади нас Гжатский тракт был чётко заметен на протяжении километров двух прямо до переезда.

После переезда слева примыкали ещё несколько грунтовых дорог, затем после маленькой лесополосы слева примкнул асфальт. Судя по карте, в этом месте мы были поблизости от речки Воря. Здесь уже были заметны многочисленные следы присутствия человека, но всё равно, на дороге кое-где асфальта не хватало, и вместо него местами лежали бетонные плиты. По пути обнаружили ещё один ухоженный памятник погибшим. В этих местах - совсем неудивительно. Слева потянулись редкие строения, которые плавно перетекли в довольно многолюдный населённый пункт. Во дворах некоторых домов стояли трактора и комбайны, было очень много легковых машин, с номерами преимущественно Калужского региона. Контраст между Смоленской и Калужской областями был явно заметен... Но, асфальт начал уходить вправо ближе к пойме реки. Наш же путь был прямо. И вот здесь-то и начался самый "весёлый" внедорожный участок Гжатского тракта.

То, что на машинах здесь не ездили лет дцать, было совершенно очевидно. Колея была сплошь от тракторов, глубиной не менее 40 см, что, мягко говоря, несколько многовато для клиренса Нивы. Ювелирно петляя между колеями, мы продвинулись примерно на 500м, но потом таки угнездились в колею что пришлось в первый раз размотать лебёдку. Дальше ехали аккуратнее, но поверхность становилось всё более мокрой, чувствовалось приближение болота. Когда грунт стал топким, мы остановились. Я начал стравливать колёса, а Андрей отправился вперёд на разведку. "Впереди болото метров 200 и не за что лебедиться" - передал Андрей по рации, "отклоняйся вправо вместе с тракторными колеями". Я прошел 20 метров вперёд посмотреть, потом аккуратно прополз их на машине. Затем посмотрел следующие 20 метров и проехал их. И так далее, краем болота пока не добрался до относительно сухого участка. "Я на сухом" - сказал в рацию. "А я уже возвращаюсь" - ответил Андрей. Мы встретились, сели в машину, отхлебнули из баллона квас и начали совещание. В этом месте мы уже отклонились от Тракта на 150-200м вправо, необходимо было искать переезд через ручей. А ручей ещё через 200м втекал в лес. До леса переехать его было нереально, Андрей исследовал берег, с нашей стороны были густые кусты, а с другой только крапива высотой в человеческий рост. В лесу сплошные деревья. И мы решили поискать объезд ещё правее, долго колесили по лесу, где не было никаких следов кроме тракторных в единственном экземпляре. Что было самое примечательное в этом месте - это грибы. Нет - ГРИБЫ!!! Грибов было видимо-невидимо. Вам приходилось видеть 10 подберёзовиков сразу, каждый высотой с электрочайник а шляпка площадью почти с лист А4? Да, мне тоже раньше не приходилось. И хоть я и не большой фанат собирания грибов, такой факт не смог оставить равнодушным. Жаль только, что большие грибы были все червивые... Но с другой стороны - хоть червякам от этих грибов польза, всё равно они гниют на корню. Итак, мы долго колесили по лесу, но проезда через ручей так и не нашли. Очень не хотелось, но пришлось возвращаться, откуда приехали. К тому же, уже ощущалась сильная усталость, хотелось залечь отдохнуть прямо здесь, благо места безлюдные и очень красивые.

Андрей решил для очистки совести ещё раз исследовать прямой проезд. Он в коротких резиновых сапогах самоотверженно ринулся в воду, зашел выше пояса - и вышел. По его словам, это было далеко не самое глубокое место... Выезжая из болота, через те же колеи лебедились 2 раза - уже сказывалась усталость. Лебедились бы ещё и в третий раз, но заслышали звук приближающегося трактора. Решили подождать, а заодно пообщаться с местными жителями. Выяснилось, что они так ездят в лес за грибами - прямо на тракторе!!! Нам рассказали, что тут уже лет 25 на машинах никто не ездил, а жителей в ближайшей деревне раз два и обчёлся. Мы спросили, почему нельзя проехать дальше по Тракту, ведь в его направлении даже стоят столбы (правда, без проводов). Нам рассказали, что бобры запрудили ручей, поэтому берег заболотился и прямого проезда нет. Выстроилась логическая цепочка - если в лес можно проехать только на тракторе, а местных жителей практически нету... ...теперь я знаю, куда можно ездить за грибами!!! :) Дальше мы решили становиться на ночёвку где-нибудь около реки. Андрей знал подъезд, и мы двинулись к известному месту. Место действительно было очень красивое - высокий берег реки Воря, смешанный (но больше хвойный) лес. Самое время разводить костёр. Через 10 минут костёр уже горел, и Андрей соблазнил меня спуститься к реке и искупаться. Вода в реке была абсолютно прозрачная и не очень холодная, по ощущениям градуса 22-23. Дно песчаное, глубина примерно по пояс, а в самом глубоком месте чуть-чуть с головой. На дне кое-где можно увидеть эхо войны - гильзы от орудий, пулемётов, стрелкового оружия. По словам Андрея, несколько лет назад он наблюдал на дне целые артиллерийские снаряды...

Искупались с большим удовольствием, всё напряжение дня, пот и усталость были смыты быстрыми прозрачными водами. Пришло ощущение сильного голода. А где же шашлык? Шашлык ездил с нами в пакете более суток и уже мог испортиться... Ничего, всё равно съедим... ... и 2 килограмма свежезажаренного мяса испарилось в мгновение ока! Даже не хватило. Но не мяса, а хлеба! Кто бы мог подумать, что хлеб на природе будет съедаться настолько хорошо. После поставили чайник. Точнее не "поставили", а подвесили над костром :) Чай с дымком костра тоже быстро улетучился. А между тем, улетучились и запасы воды, которые мы брали из дома. Андрей предложил взять воду из реки, сказав, что это самая чистая река равнинной Европы. Я с некоторым сомнением согласился... Но после того, как попробовал чай с водой из реки - взял все свои слова назад. По вкусу не было даже малейшего намёка на происхождение воды - ни запаха тины, ни болота!!! Чайник быстро выпили и поставили следующий...

Так, в креслах на высоком берегу реки, с кружками дымящегося крепкого чая в руке за неспешной беседой мы проводили солнце за горизонт. А после захода представление в нашем "театре природы" продолжались - замигали зарницы, где-то в нескольких километрах от нас в небе началась борьба атмосферных фронтов. Мы ждали, куда же всё повернёт... Ответ пришел сам собой в виде порыва сильного ветра прямо в лицо, так, что нас чуть не сдуло. "Ммм…, а палатку-то надо было приколоть" - сказал Андрей. Мы тут же вскочили, убрали все вещи либо в машину, либо в палатку, поставили палатку на колышки, забрались внутрь и стали ждать. Через несколько минут закапал дождь, ещё через несколько минут он превратился в ливень. Так под равномерный шум капель по тенту палатки мы погрузились в сон.

Проснулись довольно поздно, часов в 10. Быстро собрались, и поехали искать, как можно проехать к Юхнову пусть уже не по Гжатскому тракту, но по бездорожью. По асфальту опять переехали в Смоленскую область, через Тёмкино. Сделали несколько безуспешных попыток. Вечер уже приближался, и поэтому приняли решение двигаться домой. До Юхнова осталось пройти менее 15 километров Гжатского тракта, и мы обязательно туда вернёмся!

Итог:

© Copyright 2008 by Shalun. All rights reserved. | Design by Land4x4.ru